Газовый контракт: Украина потеряет половину транзитных доходов

03/02/2020


За период действия нового пятилетнего контракта на транзит российского газа в Европу в 2020-2024 гг. украинская сторона получит не менее 7,13 млрд. долларов, сообщает 31 января 2020 г. российское агентство «РБК» со ссылкой на проект договора между «Нафтогазом» и «Газпромом». При этом, как пишет издание, после того как с 2021 г. минимально гарантированный объем транспортировки газа снизится до 40 млрд. кубометров, ГТС Украины может стать убыточной, поскольку тариф на транзит российского газа будет ниже себестоимости прокачки энергоресурсов.

 

Условия договора. «Газпром» будет платить «Нафтогазу» за транзит российского газа в Европу минимум на 2% больше, чем в 2019 г., следует из проекта договора между компаниями, сообщает «РБК».

30 декабря 2019 г. «Нафтогаз» и «Газпром» подписали транзитный контракт на 2020-2024 г. Как уточнили агентству два источника, близких к «Нафтогазу» и «Газпрому», в подписанной версии документа эти условия сохранились. Источник в «Газпроме» уточнил, что вместе с основным контрактом были заключены дополнительные соглашения, которые влияют на итоговые условия транзита газа.

Общий объем транзита газа на ближайшие пять лет составит 225 млрд. куб. м: 65 млрд. куб. м в 2020-м и по 40 млрд. куб. м в 2021–2024 годах. Тариф на прокачку этих объемов не раскрывался. Согласно проекту пятилетнего договора «Нафтогаза» и «Газпрома», стоимость прокачки российского газа в Европу через газотранспортную систему Украины составит $31,72 за 1 тыс. куб. м с учетом всех налогов и сборов. Тариф рассчитан по ставке $2,66 за 1 тыс. куб. м на 100 км и из расчета протяженности ГТС 1192,48 км.

При транзите 225 млрд. куб. м за пять лет «Нафтогаз» сможет заработать не менее $7,13 млрд. Аналогичный прогноз в конце 2019 г. давал и президент Украины Владимир Зеленский: тогда он заявил, что украинская сторона получит от нового контракта с «Газпромом» более $7 млрд. за пять лет. Тариф на прокачку российского газа через Украину в 2019 г. был рассчитан по ставке $2,61 за 1 тыс. куб. м на 100 км, напоминает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. В новом контракте предусмотрен рост этой ставки на 1,9%, указывает она. Это подтверждает заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Представители «Газпрома» и «Нафтогаза» не комментируют рост тарифов. Итоговый тариф вырос, но при этом снизились объемы прокачки газа через Украину, замечает источник, близкий к российской стороне переговоров с «Нафтогазом», - в 2019-м «Газпром» прокачал через территорию Украины около 90 млрд. куб. м, то есть почти в 1,5 раза больше текущего плана.

Ставка транзита в новом контракте зафиксирована на весь срок его действия. В предыдущем контракте, который действовал десять лет, до конца 2019-го, ставка транзита не была фиксированной - она вычислялась по формуле, привязанной в том числе к стоимости газа в Европе и объемам прокачки. При фиксированной ставке начиная с 2021 г., когда минимальный объем транзита российского газа снизится до 40 млрд. куб. м, этот тариф не будет покрывать себестоимость прокачки газа по украинской ГТС, особенно в случае роста цен на газ для технологических нужд, обращает внимание А. Белогорьев.

Если «Газпром» решит нарастить поставки в Европу через Украину сверх объемов, установленных в новом контракте, компании придется бронировать дополнительные мощности украинской ГТС. В этом случае в договоре предусмотрены повышающие коэффициенты за транзит: бронирование дополнительных мощностей на квартал обойдется в 1,1 раза дороже обычной ставки, на месяц - в 1,2 раза, на сутки - в 1,45 раза. То есть максимальный рост ставки составит до 45%. Если у сторон возникнут споры, то эти вопросы будут решаться в Международной торговой палате в Цюрихе, однако контракт регулируется шведским материальным правом, отмечается в публикации.

 

Экономические последствия. Как известно, на момент подписания нового транзитного договора ежегодные доходы Украины от транспортировки российского газа в Европу составляли около $3 млрд., что эквивалентно 2,3-3% ВВП Украины. Вместе с тем, по условиям достигнутых договоренностей «Нафтогаза» и «Газпрома», за период действия заключенного пятилетнего контракта среднегодовой размер транзитных доходов Украины упадет в 2 раза – до $1,4 млрд.

По расчетам агентства «РБК», после того как с 2021 г. минимальный объем транспортировки российского газа снизится до 40 млрд. куб. м, тариф на транзит может не покрывать себестоимости прокачки газа по ГТС Украины, что лишний раз подтверждает сведения о пороге рентабельности отечественной газотранспортной системы в 60 млрд. куб. м. в год.

Безусловно, речь идет о расчетах при минимально гарантированных объемах транзита в 65 млрд. куб. м в 2020 г. и по 40 млрд. куб. м в 2021-2024 гг., из чего следует, что «Газпром» может осуществить транспортировку более существенных объемов газа, чем это предусмотрено в газовом контракте. В этом случае «Газпрому» придется бронировать дополнительные мощности ГТС Украины, для чего в договоре установлены повышающие коэффициенты за транзит.

Однако такие прогнозы могут и вовсе не оправдаться в свете активной реализации российской стороной проектов строительства газопроводов «Северный поток-2» по дну Балтийского моря и «Турецкий поток» по дну Черного моря в обход Украины в Европу.

Следует отметить, что конечной точкой поставки российского газа по «Северному потоку-2» (мощностью 55 млрд. куб. м) по маршруту Германия-Чехия-Австрия и экспортной ветке «Турецкого потока» (мощностью 15,75 млрд. куб. м) по маршруту Турция-Болгария-Румыния-Венгрия-Словакия-Австрия может стать газовый хаб в австрийском Баумгартене, который сейчас является конечной точкой доставки российского газа через украинскую территорию.

По сути, соединение «Северного потока–2» с экспортной веткой «Турецкого потока» в Баумгартене будет означать создание полноценной альтернативы ГТС Украины, что окончательно и бесповоротно лишит официальный Киев статуса «монопольного транзитера российского газа европейским потребителям», который будет утерян из-за упорного нежелания украинских властей, причем вне зависимости от цвета политических флагов, пойти на создание газотранспортного консорциума при участии Украины, России и Европы. Если, конечно же, к моменту истечения срока контракта к власти в нашей стране не придут адекватные политики, которые решатся на такой шаг ради сохранения за Украиной статуса транзитного государства.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО






 







индекс 01001, г. Киев ул. Крещатик 42-А, офис 13, телефон/факс 483-32-57
Электронная почта: natalia-vitrenko@ukr.net. Мобильный телефон: +380676919398
Пресс-cлужба ПСПУ
Электронная почта: press@vitrenko.org, pspu-post@ukr.net телефон/факс (044) 489-58-95