«Спички детям - не игрушка!»: Кулеба-младший как поджигатель войны в Закавказье

16/07/2020


14 июля 2020 г. МИД Армении «вызвал на ковер» для дачи объяснений украинского посла в Ереване Ивана Кулебу, которому пришлось отдуваться за скандальные заявления своего «крошки сына» Дмитрия Кулебы, возглавляющего внешнеполитическое ведомство Украины, относительно вспыхнувших боев на армяно-азербайджанской границе.

Официальный Киев не только обвинил Армению в нарушении режима прекращения огня, но и подчеркнул необходимость политического урегулирования многолетнего конфликта на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана, что в условиях эскалации напряженности в Закавказье фактически следует расценивать как подстрекательство Баку к развязыванию полномасштабной войны против Еревана с целью восстановления контроля над Нагорным Карабахом.

 

Согласно сообщению МИД Армении, украинского посла принял заместитель министра иностранных дел Шаварш Кочарян, представивший ему оценку армянского МИД в связи с заявлением МИД Украины о напряженности на армяно-азербайджанской границе.

«В ходе встречи заместитель министра иностранных дел также проинформировал посла о начатых азербайджанскими вооруженными силами с 12-го июля нарушениях режима прекращения огня в северо-восточном направлении армяно-азербайджанской границы, о последовательном целенаправленном обстреле гражданской инфраструктуры и мирного населения, а также о ситуации, созданной в результате агрессивных действий Азербайджана», - говорится в сообщении.

Поводом для вызова посла послужило заявление украинского внешнеполитического ведомства от 13 июля 2020 г., где было сказано, что «МИД Украины выражает глубокую обеспокоенность в связи с обострением ситуации на азербайджано-армянской границе, результатом чего стало осуществление 12 июля 2020 года артиллерийских обстрелов на Товузском направлении».

«Призываем стороны конфликта приложить максимальные усилия для деэскалации ситуации и продолжения поиска путей мирного решения конфликта на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также резолюций Совета Безопасности ООН N 822, 853, 874 и 884, принятых в 1993 году. Украинская сторона выступает за политическое урегулирование ситуации на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики в ее международно признанных границах», - отмечается в заявлении.

 

Справка. 12 июля 2020 г. на границе двух закавказских республик, в районе Тавушской области Армении и Товузского района Азербайджана, произошел крупный вооруженный инцидент, сообщает издание EADaily.

По версии армянского военного ведомства, азербайджанские военнослужащие предприняли попытку нарушения государственной границы на автомобиле УАЗ. После предупреждения с армянской стороны азербайджанские военные, оставив автомобиль, вернулись на свои позиции, после чего противник открыл артиллерийский огонь, попытавшись захватить армянский опорный пункт. Однако ответным огнем азербайджанские военнослужащие были отброшены с занимаемых позиций, понеся потери в живой силе.

По состоянию на 15 июля 2020 г. Минобороны Азербайджана сообщило об одиннадцати погибших военных со своей стороны, среди которых - генерал-майор и полковник ВС Азербайджана. Армения признала гибель четырех военнослужащих. Обе стороны заявляют о нанесении противнику серьезного урона в живой силе и технике, уничтожении огневых точек и командных пунктов.

По данным армянской стороны, вооруженные силы республики заняли новые боевые позиции на границе с Азербайджаном, выбив противника с высоты Гарагая у села Агдам в Товузском районе Азербайджана, а также сбили два ударных беспилотных летательных аппарата (БПЛА) противника. 14 июля 2020 г. Минобороны Армении опубликовало видео удара армянских ВС по азербайджанскому беспилотнику Hermes 900 израильского производства, который считается одним из самых мощных в мире в своем классе. Пресс-служба военного ведомства сообщила, что подразделение ПВО республики поразило БПЛА противника, который выполнял задачи системы управления огня. На кадрах видно, как дрон подлетает к армянским позициям, однако считанные секунды спустя его сбивают из наземных систем ПВО. Следует отметить, что беспилотник был сбит модернизированной в Армении советской системой «Оса-АКМ», при этом стоимость БПЛА Hermes 900 израильского производства оценивается приблизительно в $30 млн.

 

Не приходится сомневаться в том, что если бы МИД Украины прокомментировал события в Закавказье в духе Минской группы ОБСЕ, выступающей в статусе международного посредника по урегулированию азербайджано-армянского конфликта вокруг Нагорного Карабаха, то такая позиция с пониманием была бы воспринята МИД Армении.

13 июля 2020 г. Россия, США и Франция как сопредседатели Минской группы ОБСЕ выразили соболезнования семьям погибших и раненых в ходе боевых действий, призвали Армению и Азербайджан принять все необходимые меры для предотвращения дальнейшей эскалации в зоне конфликта и возобновить переговоры по политическому урегулированию ситуации в регионе, при этом подчеркнув важность возвращения в Нагорный Карабах международных наблюдателей.

Но вместо этого МИД Украины фактически поддержал одну из сторон вооруженного противостояния, сначала возложив ответственность на Армению за «осуществление 12 июля 2020 года артиллерийских обстрелов на Товузском направлении», то есть в открытии огня по приграничному Товузскому району Азербайджана, после чего призвал к урегулированию конфликта на основе «соблюдения суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики», что в данных обстоятельствах выглядит как провоцирование полномасштабной войны между Баку и Ереваном за Нагорный Карабах.

Следует отметить, что нынешний вооруженный конфликт, в отличие от т.н. «Четырехдневной войны» (1-5 апреля 2016 г.), разразился не в Нагорном Карабахе, а вдали от спорного региона на участке государственной границы Армении и Азербайджана. Тем не менее, существует опасность того, что он может привести к возобновлению кровопролитной карабахской войны, в ходе которой в 1990-е годы, по разным данным, погибли до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, около 1 млн. мирных жителей стали беженцами, без вести пропали 4 тыс. человек.

Безусловно, никто и не пытается оспаривать перечисленные МИД Украины резолюции Совбеза ООН: эти документы были приняты в самый разгар карабахского конфликта, с 30 апреля по 12 ноября 1993 г., и они действительно подтверждают «суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и всех других государств в регионе».

Однако на практике все эти резолюции остались на бумаге, поскольку в результате армяно-азербайджанского конфликта на политической карте мира появилась самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика (НКР) со столицей в Степанакерте в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

При этом в ходе военного конфликта Армия Обороны НКР при поддержке Армении взяла под контроль основную часть провозглашенной территории республики, в результате чего Азербайджан потерял 20% своей территории.

В то же время Азербайджану удалось удержать под контролем часть территории непризнанного государства – около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов бывшей НКАО, что составляет 15% общей площади НКР.

Армии Обороны НКР также удалось взять под контроль территории 7-ми прилегающих к республике районов бывшей Азербайджанской ССР, объявленных «поясом безопасности», из которых НКР полностью контролирует территории 5-ти районов - Кельбаджарского, Лачинского, Кубатлинского, Джебраильского и Зангеланского, и частично территории 2-х районов - Агдамского и Физулинского.

Соответствующая линия соприкосновения конфликтующих сторон была зафиксирована Бишкекским протоколом о прекращении огня, подписанном в мае 1994 г. между Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой с одной стороны и Азербайджаном с другой при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

Однако впоследствии Азербайджан отказался вести прямой диалог с руководством Нагорно-Карабахской Республики, поскольку не считает НКР стороной переговорного процесса, несмотря на то, что от имени республики подпись под Бишкекским протоколом 1994 г. поставил председатель парламента НКР Карен Бабурян, в результате чего интересы непризнанной республики на переговорах представляет Армения.

В этой связи возникла необходимость в разработке новых подходов к разрешению сложившейся ситуации и такой возможной «дорожной картой» урегулирования нагорно-карабахского конфликта стали «Мадридские принципы», переданные Минской группой ОБСЕ в ноябре 2007 г. в Мадриде и обнародованные в заявлении глав государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ на саммите «Большой восьмерки» в итальянском городе Л’Акуила в июле 2009 г.

В общих чертах «Мадридские принципы» предусматривают следующие шаги: поэтапное возвращение территорий вокруг Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана, открытие коридора между Арменией и Нагорным Карабахом, возвращение азербайджанских беженцев в места их прежнего проживания, проведение референдума об окончательном определении статуса Нагорного Карабаха, ввод миротворцев на линию разграничения между Нагорным Карабахом и Азербайджаном.

К сожалению, как свидетельствует мировой опыт, если противоборствующие стороны годами смотрят друг на друга через прицел автоматов, при этом отказываясь от урегулирования вооруженного конфликта сугубо политическими методами, то рано или поздно они начнут стрелять друг в друга в надежде на разрешение накопившихся противоречий военным способом.

Собственно говоря, об этом и говорит очередное обострение в зоне «замороженного» вооруженного конфликта, в условиях которого МИД Украины должен был призвать Армению и Азербайджан к прекращению огня и возобновлению мирных переговоров по Нагорному Карабаху, а не обвинять Ереван в эскалации напряженности, провоцируя Баку на «восстановление территориальной целостности» военным путем. И тогда Кулебе-старшему не пришлось бы участвовать в однозначно неприятном разговоре в МИД Армении из-за провокационных заявлений своего отпрыска, которому он в детстве явно не пояснил опасность игры со спичками, иначе Кулеба-младший не стал бы выступать в роли поджигателя полномасштабной войны между двумя закавказскими республиками.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО






 







индекс 01001, г. Киев ул. Крещатик 42-А, офис 13, телефон/факс 483-32-57
Электронная почта: natalia-vitrenko@ukr.net. Мобильный телефон: +380676919398
Пресс-cлужба ПСПУ
Электронная почта: press@vitrenko.org, pspu-post@ukr.net телефон/факс (044) 489-58-95