Местные выборы без Донбасса, или Украинская игра на нервах вокруг Минских соглашений

20/07/2020


15 июля 2020 г. Верховная Рада назначила на 25 октября 2020 г. дату проведения местных выборов по всей Украине за исключением неподконтрольных официальному Киеву территорий Крыма и части Донбасса: согласно Постановлению, выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) должны состояться после разоружения вооруженных формирований ДНР и ЛНР, ликвидации администраций непризнанных республик и восстановления контроля Украины над границей с Россией.

Тем самым правящее парламентское большинство ответило на т.н. «ультиматум Козака» с требованием подтвердить или опровергнуть заявление вице-премьера - министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексея Резникова о необходимости пересмотра Минских соглашений, от лица главы государства однозначно дав понять, что самопровозглашенный «президент мира» Владимир Зеленский не собирается выполнять политическую часть Минских соглашений с целью реализации итогового коммюнике Парижского саммита глав «Нормандской четверки» от 9 декабря 2019 г.

 

Верховная Рада приняла Постановление «О назначении очередных местных выборов» (на базе проекта Постановления N3809), передает издание «Закон и Бизнес». Согласно Постановлению, очередные выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов (кроме определенных пунктами 2 и 3 этого Постановления) назначены на воскресенье 25 октября 2020 г.

«Выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов на временно оккупированных территориях Автономной Республики Крым, города Севастополя и в отдельных районах, городах, поселках и селах Донецкой и Луганской областей не назначаются и не проводятся», - говорится в пункте 2 Постановления.

«В связи с невозможностью обеспечения представительства общих интересов территориальных общин сел, поселков и городов Донецкой и Луганской областей, выборы депутатов Донецкой и Луганской областных советов не назначаются и не проводятся», - говорится в пункте 3 принятого документа.

Также Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что местные выборы, которые не были предназначены в соответствии с пунктами 2 и 3 этого Постановления, будут назначены «в установленном отдельными законами порядке и сроки, при условиях: прекращения временной оккупации и вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, а именно: вывода всех незаконных вооруженных формирований, управляемых, контролируемых и финансируемых Российской Федерацией, российских оккупационных войск, их военной техники с территории Украины; восстановление полного контроля Украины над государственной границей Украины; разоружения всех незаконных вооруженных формирований и наемников, которые действуют на временно оккупированных территориях Украины; восстановление конституционного строя и правопорядка на временно оккупированных территориях Украины; обеспечение безопасности граждан Украины, проживающих на соответствующих территориях Автономной Республики Крым, Донецкой и Луганской областей и города Севастополя, после полноценного завершения на соответствующих территориях процедур по разоружению, демилитаризации и реинтеграции в соответствии со стандартами Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе».

Состоявшееся голосование фактически следует расценивать как ответ пропрезидентского большинства в Верховной Раде на т.н. «ультиматум Козака»: 10 июля 2020 г. заместитель главы Администрации президента России Дмитрий Козак призвал официальный Киев подтвердить или опровергнуть слова вице-премьера - министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, первого заместителя главы делегации Украины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по мирному урегулированию ситуации на Донбассе А. Резникова о необходимости пересмотра Минских соглашений.

«Если в ближайшее время это заявление будет подтверждено или не будет опровергнуто теперь уже премьер-министром или президентом Украины, то это действительно означает выход Украины из минских соглашений, а, следовательно, и из минского и нормандского формата переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе. Это еще и значит, что президент Украины должен будет дезавуировать свою подпись полугодовой давности под итоговым коммюнике Парижского саммита 9 декабря 2019 года», - цитирует его слова «Интерфакс-Украина».

Как известно, по итогам Парижского саммита украинские переговорщики обязались приступить к реализации политической части Минских соглашений: продлить действие Закона об особом статусе Донбасса, который должен работать на постоянной основе, а также инкорпорировать в украинское законодательство «формулу Штайнмайера», которая определяет механизм введения в действие Закона об особом статусе Донбасса на временной основе в день выборов и на постоянной основе - после опубликования отчета ОБСЕ об итогах выборов.

К следующему же саммиту «Нормандской четверки», запланированному на март 2020 г., украинские переговорщики обязались «разморозить» деятельность политической подгруппы Трехсторонней контактной группы в Минске, в рамках которой представители Киева, Донецка и Луганска должны согласовать специальный закон относительно организации в мятежном регионе местных выборов.

По условиям Минских соглашений, еще до проведения выборов на неподконтрольной территории Донбасса, киевские власти должны предоставить амнистию ополченцам, внести изменения в Конституцию, закрепив в Основном законе «особый статус» Донбасса, и только после этого провести выборы в органы местного самоуправления по согласованию с действующими властями ДНР и ЛНР, после завершения которых Украина получит право претендовать на восстановление контроля над границей с Россией на Донбассе.

«Стороны выражают заинтересованность в достижении договоренностей в рамках Нормандского формата (Н4) и Трехсторонней контактной группы по всем правовым аспектам особого порядка местного самоуправления (особого статуса) отдельных районов Донецкой и Луганской областей – как указано в Комплексе мер по выполнению Минских договоренностей от 2015 года - с целью обеспечения его функционирования на постоянной основе. Они считают необходимым инкорпорировать «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство в соответствии с версией, согласованной Н4 и Трехсторонней контактной группой», - определено в итоговом коммюнике Парижского саммита.

Однако украинские власти, формально продлив 12 декабря 2019 г. на год действие Закона об особом статусе Донбасса, так и не приступили к имплементации политической части Минских соглашений, направленных на реинтеграцию мятежного региона в политико-правовое пространство украинского государства, в результате чего предварительно запланированный на март 2020 г. саммит глав «Нормандской четверки» так и не состоялся.

Более того, на фоне упорного игнорирования официальным Киевом принятых на себя международных обязательств по политическому урегулированию ситуации на Донбассе, украинские чиновники принялись наперебой торпедировать Минские соглашения, требуя их значительной ревизии либо же полной отмены.

Соответствующее требование и выдвинул 9 июля 2020 г. в своем блоге для Atlantic Council вице-премьер А. Резников, написавший, что «условия Минских соглашений больше не отражают реалий на востоке Украины» и озвучивший собственное видение «обновленных» Минских соглашений: чиновник призвал западный мир использовать украинское государство в качестве геополитического инструмента для сдерживания «возрождающейся и ревизионистской России».

«Являясь нацией, которая находится на передовой в нынешней конфронтации, Украина является наиболее очевидным направлением для стратегий сдерживания. В практическом плане это означает пересмотр Минского процесса и адаптацию рамок нынешнего диалога с учетом геополитических реалий. Сейчас не время догматически цепляться за существующие договоренности. Напротив, творческие подходы необходимы для обеспечения глобальной безопасности и предотвращения дальнейшей европейской дестабилизации», - написал первый замглавы делегации Украины в ТКГ.

Очевидно, что «творческие подходы» вице-премьера А. Резникова к Минским соглашениям представляют собой классический «набор для самоубийцы» для Москвы, от которой требуется способствовать продвижению к своей границе военной инфраструктуры пронатовской Украины, публично предлагающей себя Западу в качестве «наиболее очевидного направления для стратегий сдерживания» России, ради чего следует собственноручно уничтожить ЛДНР.

И только после этого украинские власти проведут на «освобожденной» территории местные выборы с заранее предсказуемыми результатами, после чего, по идее, они должны будут предоставить «реинтегрированному» региону обещанный «особый статус», хотя вряд ли это произойдет: киевские чиновники неоднократно заявляли, что выступают против закрепления данного статуса в Конституции, предлагая жителям мятежного региона довольствоваться т.н. «реформой децентрализации» наряду с населением других областей Украины.

Тем не менее, этот «хитрый план» новоявленного «диванного Наполеона» был поддержан пропрезидентским большинством в парламенте, допустившим проведение местных выборов на неподконтрольном Донбассе только после разоружения вооруженных формирований ЛДНР, упразднения администраций непризнанных республик под предлогом «восстановление конституционного строя» и передачи Украине контроля над границей с Россией в нарушение Минских соглашений.

В этой связи не приходится сомневаться в том, что столь вызывающими действиями официальный Киев играет на нервах Москвы, целенаправленно провоцируя ее на выход из Минских соглашений, чтобы впоследствии обвинить российскую сторону в срыве мирного процесса и потребовать от Запада отказаться от самой мысли о возможной отмене антироссийских санкций. Вот только политические реалии свидетельствуют о том, что на сегодняшний день де-факто из Минских соглашений вышла как раз Украина, в одностороннем порядке отказавшись от реализации итогового коммюнике Парижского саммита глав «Нормандской четверки» от 9 декабря 2019 г. на исполнение принятых на себя международных обязательств по политическому урегулированию ситуации на Донбассе. Подтверждением тому и служит принятое Постановление Верховной Рады с перечнем заведомо невыполнимых «хотелок» для проведения местных выборов в мятежном регионе.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО






 







индекс 01001, г. Киев ул. Крещатик 42-А, офис 13, телефон/факс 483-32-57
Электронная почта: natalia-vitrenko@ukr.net. Мобильный телефон: +380676919398
Пресс-cлужба ПСПУ
Электронная почта: press@vitrenko.org, pspu-post@ukr.net телефон/факс (044) 489-58-95