«Зе-команда»
в традиционном «древнеукраинском» стиле решила отметить 6-ю годовщину с момента
подписания 12 февраля 2015 г. вторых Минских соглашений, затянув устами трио бандуристов
в составе руководителя Офиса президента Андрея Ермака, министра по делам
временно оккупированных территорий Алексея Резникова и главы украинской
делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Леонида Кравчука «заупокойную»
песню по «невыполнимому» документу, тем самым «отпевая заживо» действующие договоренности
об условиях реинтеграции мятежного Донбасса в политико-правовое пространство Украины.
Минские соглашения практически
невозможно выполнить в той редакции, в которой их подписали, сообщил 13 февраля
2021 г. на телеканале «Украина 24» руководитель Офиса президента А. Ермак.
«Если
говорить честно, то в той редакции, в которой они сегодня существуют, мне
иногда кажется, что они и подписывались с целью и с пониманием, что выполнить
их невозможно, но Украина, и президент много раз об этом говорил, сделает все
для того, чтобы принципы, заложенные в Минских соглашениях, были выполнены с
нашей стороны»,
- заявил он.
Украина не может выполнять Минские
соглашения в действующей редакции, заявил 15 февраля 2021 г. во время брифинга министр
по делам временно оккупированных территорий А. Резников. По его словам, несмотря
на то, что Минские соглашения несут лишь политико-дипломатический характер,
Украина не может отказаться от них, однако текст документа нуждается в
модернизации.
«Минские
соглашения носят политико-дипломатический характер. Это соглашения, но никак не
международный договор, ни тем более международный закон, но это не означает,
что Украина может отказаться от Минских соглашений», - заявил чиновник.
В то же время А. Резников подчеркнул
необходимость модернизации Минских соглашений. «Мне как юристу не нравится текст «Комплекса мер по выполнению Минских
соглашений», в частности пункт 9, где речь идет об очередности проведения
местных выборов на Донбассе и передачи контроля на границе Украины и России.
Как минимум, этот пункт требует модернизации и пересмотра, иначе он неисполним
в такой редакции», - сказал министр.
Продвижение в вопросе урегулирования
вооруженного конфликта на Донбассе практически невозможно из-за позиции России,
и эта ситуация вряд ли изменится в ближайшее время, заявил на всеукраинском
форуме «Украина 30. Платежка» глава украинской делегации в ТКГ Л. Кравчук.
«Мы
можем констатировать - договориться с Российской Федерацией об урегулировании
ситуации на Донбассе в том статусе, в котором они себя видят и задачи ставят,
практически невозможно. То есть мы должны смотреть правде в глаза. И не надо
думать, что может что-то измениться в ближайшее время», - сказал он.
Совершенно очевидно, что заявления «говорящих голов» президента Владимира
Зеленского свидетельствуют о курсе правящего режима на одностороннюю ревизию
Минских соглашений, что заводит в тупик процесс мирного разрешения вооруженного
конфликта на Востоке.
Как известно, Минские соглашения по
урегулированию ситуации на Востоке Украины предполагают прекращение огня, отвод
тяжелых вооружений от линии соприкосновения и конституционную реформу,
ключевыми элементами которой должны стать децентрализация и принятие закона об
особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, в связи с чем нужно
выделить ряд важных обстоятельств.
Во-первых, согласившись
на участие ДНР и ЛНР в переговорах по урегулированию ситуации на Донбассе в
рамках ТКГ в формате Украина, Россия, ОБСЕ, официальный Киев признал события на
Востоке Украины внутренним конфликтом,
сторонами которого выступают центральное
правительство и самопровозглашенные республики.
При этом Россия является гарантом выполнения Минских соглашений наряду
с Германией и Францией в «Нормандском
формате» как контрольном механизме реализации достигнутых договоренностей.
Во-вторых, после официального
закрепления Минских соглашений на уровне Резолюции Совета Безопасности ООН N2202
от 17 февраля 2015 г., они получили статус норм международного права, имеющих высшую юридическую силу по отношению к
нормам внутреннего законодательства.
В-третьих, Минские соглашения
предусматривают передачу Киеву неподконтрольного участка украино-российской
границы в ДНР и ЛНР только после «всеобъемлющего политического
урегулирования» (п. 9 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений).
Этот процесс предусматривает
предоставление безоговорочной амнистии сторонникам мятежного Донбасса, принятие
постоянно действующего законодательства об «особом
статусе» этих территорий в составе украинского государства с последующим
закреплением в Конституции Украины и проведение местных выборов по согласованию
с ДНР и ЛНР.
«Особый
статус»
включает в себя: свободное использование русского языка, особый порядок
назначения руководителей органов прокуратуры и судов, создание отрядов народной
милиции, введение особого режима осуществления хозяйственной и инвестиционной
деятельности с целью восстановления экономики и инфраструктуры Донбасса,
углубление трансграничного сотрудничества с Россией и т.д.
Следовательно, если В. Зеленский действительно
стремится войти в историю Украины как «президент
мира», то ему необходимо вернуться к реализации международных обязательств официального
Киева по политическому урегулированию ситуации на Донбассе в прямом диалоге с
Донецком и Луганском. Свидетельством тому служит нынешнее обострение ситуации на
линии соприкосновения, где уже 29-е по счету перемирие фактически постигла участь
28-ми предыдущих договоренностей о прекращении огня как раз по причине отсутствия
каких-либо подвижек в вопросе имплементации политической части Минских
соглашений. В противном же случае он повторит печальный опыт своего предшественника
Петра Порошенко как отвергнутого народом на президентских выборах 2019 г. «ощипанного ястреба войны».
Политический
обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
индекс 01001, г. Киев ул. Крещатик 42-А, офис 13, телефон/факс 483-32-57
Электронная почта: natalia-vitrenko@ukr.net. Мобильный телефон: +380637463033
Пресс-cлужба ПСПУ
Электронная почта: press@vitrenko.org, pspu-post@ukr.net телефон/факс (044) 489-58-95