Военное положение вместо АТО: президентский план "мирной интеграции" Донбасса

19/06/2017


Накануне визита в Вашингтон для переговоров с президентом США Дональдом Трампом президент Украины Петр Порошенко решил изменить свою стратегию на неподконтрольных территориях Донбасса: как сообщает 19 июня 2017 г. издание «Коммерсант», на Банковой разрабатывается законопроект, предусматривающий прекращение «антитеррористической операции» (АТО) и «мирную реинтеграцию» мятежного региона путем предоставления «ряда льгот и послаблений» местному населению.

Однако данная инициатива «президента мира» имеет и непарадную сторону: П. Порошенко планирует добиваться «мирной реинтеграции» самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик по принципу «бей своих, чтоб чужие боялись», введя в прифронтовых районах двух областей вместо АТО режим военного положения, предусматривающий лишение элементарных гражданских прав жителей подконтрольных территорий и создающий правую базу для проведения войсковой операции против «республиканцев» под руководством самого президента.

 

Как напоминает издание, о том, что законопроект о «реинтеграции оккупированных территорий Донбасса» должен быть принят в ближайшее время, сообщил в конце прошлой недели сам президент П. Порошенко - во время посещения контролируемых Киевом районов Донецкой области. По словам главы украинского государства, документ, который разрабатывается по его поручению, «предусматривает целый ряд мероприятий и шагов, которые надо будет осуществить для обеспечения реинтеграции».

В этой связи, как сообщили источники газеты в Верховной Раде, депутаты могут приступить к рассмотрению документа уже на этой неделе, когда П. Порошенко отправится с визитом в США. При этом опрошенные изданием депутаты и эксперты в Киеве обращают внимание на то, что новая интеграционная инициатива, прозвучавшая для многих неожиданно (учитывая ситуацию в т.н. зоне АТО), была обнародована за считаные дни до намеченного на эту неделю визита П. Порошенко в Вашингтон и его первой встречи с Д. Трампом.

По мнению депутата от Радикальной партии Игоря Попова, «решение о реинтеграции Донбасса - это попытка властей Украины соответствовать пожеланиям одной из групп влияния в Вашингтоне». «Этих групп несколько, окончательное мнение по Украине не выработано, и мы пытаемся сыграть на опережение. При этом мы понимаем, что конкретные решения по Украине в Вашингтоне не могут быть приняты уже сейчас. Понимаем мы и то, что главными приоритетами для США остаются Россия и Иран, а не Украина», - отметил депутат.

В свою очередь, еще один депутат Верховной Рады, представляющий фракцию «Блока Петра Порошенко» и пожелавший остаться неназванным, призывает не сводить ситуацию к смотринам президента Украины в Вашингтоне и считает инициативу главы государства новой попыткой разработать и реализовать «стратегию возвращения Донбасса путем мягкой силы - делая Украину привлекательной для жителей Донецка и Луганска, а не отталкивая их».

Как пишет газета, на сегодняшний день в Киеве намерены предпринять новую попытку наладить контакты с «мятежными регионами», демонстрируя им преимущества нахождения в составе Украины. С этой целью, по данным собеседника издания в Раде, для населения контролируемых Киевом «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» (ОРДЛО) предусмотрен «ряд льгот и послаблений».

Кроме того, согласно новому законопроекту, планируется упростить порядок получения жителями непризнанных ДНР и ЛНР украинских пенсий, наладить торговлю между «отдельными районами» и территориями, подконтрольными Киеву, снизить ограничения на вес грузов, перевозимых через линию разграничения, - нынешний лимит, составляющий 50 кг на одну легковую машину, будет повышен до 180 кг.

«Задача президента - продемонстрировать и Западу, и жителям ОРДЛО добрую волю Киева, - пояснил газете депутат Рады от БПП. - Петр Порошенко не теряет надежды сделать Украину привлекательной в глазах жителей Донбасса, он хочет доказать, что ее паспорта, позволяющие без виз ездить в Европу, лучше так называемых дэнээровских».

Еще одна мера, предусматриваемая новым законом, - прекращение «антитеррористической операции». Вместо нее в прифронтовых районах Донецкой и Луганской областей предполагается ввести военное положение. По словам источника газеты, близкого к Администрации президента Украины, окончательное решение еще не принято, но, скорее всего, в список войдут такие города, как Мариуполь, Краматорск, Славянск, Авдеевка и Марьинка, контролируемые Киевом.

По мнению собеседника издания, между планом мирной реинтеграции Донбасса и готовностью объявить в отдельных районах режим военного положения нет никакого противоречия. Он также убежден, что новые инициативы Киева ни в чем не противоречат Минским соглашениям, о необходимости выполнения которых властями Украины в очередной раз напомнил президент РФ Владимир Путин 15 июня 2017 г. во время прямой линии.

«Военное положение вовсе не означает, что Украина склоняется к военному сценарию, - уверяет собеседник издания, близкий к Администрации П. Порошенко. - Суть изменений - в том, что если сейчас прифронтовыми городами фактически управляла Служба безопасности Украины, проводившая АТО, то после принятия закона руководящие функции перейдут к представителям армии. Это позволит более оперативно и эффективно осуществлять оборонные и эвакуационные работы, если возникнет такая необходимость».

 

Как видно, смысл президентского плана «мирной реинтеграции» мятежного региона в состав украинского государства заключается в том, чтобы превратить подконтрольные Киеву территории Донбасса в некую «витрину» для самопровозглашенных ДНР и ЛНР, вот только такие намерения изначально обречены на провал, поскольку введение на этих территориях режима военного положения вместо АТО приведет к превращению жителей прифронтовых районов Донецкой и Луганской областей в узников «майданного концлагеря», которым можно только посочувствовать, а никак не позавидовать.

 

Согласно нормам Закона Украины «О правовом режиме военного положения» N389-VIII от 12.05.2015 г., вступившего в силу с 09.07.2016 г., такой режим вводится указом президента по всей стране или в отдельных регионах и утверждается парламентом (ст. 2).

При этом на территориях, где введено военное положение, должны учреждаться временные государственные органы – военные администрации (ст.4. п.1). Решение об их учреждении принимается президентом по предоставлению областных государственных администраций или военного командования (ст.4. п.2). Финансирование их деятельности по выполнению полномочий органов местного самоуправления осуществляется за счет средств местных бюджетов, выполнение других функций - за счет средств Государственного бюджета Украины (ст.4 п.6).

Режим военного положения, в частности, предоставляет законное право действующим властям:

- вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер (ст.8. п.2);

- использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности (ст.8. п.3);

- принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства (ст.8. п.4);

- вводить комендантский час - запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений (ст.8. п.5);

- устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, и движение транспортных средств (ст.8. п.6);

- проверять документы у граждан, а в случае необходимости проводить осмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан (ст.8. п.7);

- запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий (ст.8. п.8);

- поднимать вопрос о запрете политических партий и общественных объединений под предлогом того, что их деятельность направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв ее безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения (ст.8. п.9);

- устанавливать запрет или ограничения на выбор места пребывания или места жительства граждан на территории, на которой действует военное положение (ст.8. п.10);

- регулировать работу предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров, театрально-зрелищных и других предприятий, учреждений, организаций и учреждений культуры и средств массовой информации, а также использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения (ст.8. п.11);

- в случае нарушения требований или невыполнение мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео - и аудиоаппаратуру, компьютеры (ст.8. п.12);

- запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе (ст.8. п.13);

- устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры (ст.8. п.14);

- изымать у предприятий, учреждений и организаций учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества (ст.8. п.15);

- запрещать гражданам, находящимся на воинском учете в Министерстве обороны Украины, Службе безопасности Украины и службы внешней разведки Украины, менять место жительства (место пребывания) без разрешения соответственно военного комиссара или руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины; ограничивать прохождения альтернативной (невоенной) службы (ст.8. п.16);

- устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава органов и подразделений гражданской защиты, эвакуируемого населения и размещению военных частей, подразделений и учреждений (ст.8. п.17);

- интернировать (принудительно поселять) граждан иностранного государства, которое угрожает нападением или осуществляет агрессию против Украины (ст.8. п.23).

Согласно нормам ст.19 определено, что в условиях военного положения законодательно запрещаются:

- изменение Конституции Украины;

- изменение Конституции Автономной Республики Крым;

- проведение выборов президента Украины, а также выборов Верховной Рады, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления;

проведение всеукраинских и местных референдумов;

проведение забастовок.

 

Неужели в президентском лагере всерьез полагают, что превратив население подконтрольной части мятежного региона в бесправную обслугу военных администраций с ограничением свободы передвижения и выбора места жительства, с запретом на участие в мирных собраниях, митингах, выборах, забастовках, референдумах, с обязанностью отбывать трудовую и военно-квартирную повинность и согласием на принудительное отчуждение имущества в рамках «стратегии возвращения Донбасса путем мягкой силы», майданные власти действительно «сделают Украину привлекательной для жителей Донецка и Луганска»?

 

На этом фоне особенно комично выглядит сказ депутата от БПП о преимуществах «безвизового» паспорта Украины по сравнению с признанными Россией паспортами самопровозглашенных республик Донбасса, вызвавшее в памяти столь же комичное заявление майданного президента по данному вопросу.

Выступая 11 июня 2017 г. на пограничном пункте пропуска «Ужгород» по случаю вступления в силу безвизового режима с Евросоюзом, П. Порошенко тогда громогласно изрек: «Сегодня каждый украинец может и имеет возможность выпить фантастический кофе в Братиславе или улететь лоукостом в Варшаву, или посетить Венскую оперу».

Во-первых, чтобы махнуть в Словакию надо иметь при себе минимальную денежную сумму из расчета 56 евро в день, для посещения Польши - 68 евро в случае пребывания до трех дней и 23 евро в случае пребывания более 3 дней, в то время как минимально необходимая сумма для посещения Австрии устанавливается на индивидуальной основе.

Во-вторых, в случае введения военного положения жители подконтрольной Киеву части Донбасса будут фактически лишены одного из основных прав человека – права на свободный выезд за пределы Украины и права на свободный въезд на территорию собственного государства, не имея возможности воспользоваться широко разрекламированным безвизовым режимом с ЕС.

Поэтому в условиях массового обнищания населения при майданном правлении пресловутый «безвиз», который предусмотрен исключительно для туристических и деловых поездок в Европу, выглядит как издевательство над рядовыми гражданами Украины со стороны тех, кто и довел своих соотечественников до столь плачевного состояния.

В то же время жители неподконтрольной части Донбасса с паспортами граждан ДНР и ЛНР смогут беспрепятственно перемещаться по России в поисках легальной работы, для чего им, как и гражданам с паспортами Украины, необходимо оформить трудовой патент, тогда как их родные и близкие по ту сторону линии фронта будут сидеть дома, думая о том, как выехать не то, что в Европу или Россию, а хотя бы за пределы Донецкой и Луганской областей.

Не меньший скепсис вызывают и президентские планы по фактическому снятию финансовой и экономической блокады с самопровозглашенных республик посредством возобновления выплат пенсий жителям неподконтрольных территорий и восстановления торговли между двумя частями разделенного Донбасса.

Ведь не так давно П. Порошенко сначала яростно критиковал «ветеранов АТО» за организацию блокады ДНР и ЛНР, которую синхронно осудили Россия, Германия и Франция как государства-гаранты выполнения Минских соглашений, после чего 16 марта 2017 г. своим указом N62/2017 ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о временном прекращении перемещения грузов через линию соприкосновения в Донецкой и Луганской областях, тем самым узаконив блокаду мятежного региона.

Поэтому слабо верится в то, что на этот раз президент решиться подавить наиболее оголтелых представителей «партии войны» в лице ультраправых радикалов, объявляющих любые двухсторонние экономические связи Киева с Донецком и Луганском «торговлей на крови», на исполнение собственных «миротворческих» инициатив.

Еще больший скепсис вызывает озвученный в президентском лагере тезис о том, что призванное заменить АТО военное положение якобы не противоречит Минским соглашениям и «вовсе не означает, что Украина склоняется к военному сценарию», поскольку его фактически опроверг печально известный «человек в каске», депутат от партии «Народный фронт», входящей в правящую коалицию с БПП, член комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Дмитрий Тымчук.

Как написал депутат в Facebook, закон о реинтеграции Донбасса, который готовится к внесению в Верховную Раду, предполагает переход к «войсковой операции» под руководством президента. По его словам, об этом шла речь на заседании рабочей группы по доработке законопроекта «Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей Украины».

«Чем предлагается заменить АТО? По сути – военной операцией, руководимой не СБУ (как сейчас, в режиме АТО), а оперативным штабом. Общее руководство оперативным штабом будет осуществлять президент как верховный главнокомандующий, по вопросам обороны также руководство осуществляет генштаб. Президенту дается право, как решать вопросы использования сил и средств ВСУ в операции, так и привлекать другие силовые структуры, но под общим руководством военных. Все нынешние военно-гражданские администрации или военные администрации в случае создания последних также «замыкаются» на оперативном штабе», - сообщил он.

В свою очередь, комментируя в эфире телеканала «112 Украина» президентский законопроект, заместитель главы фракции БПП Алексей Гончаренко пояснил, что он исключает проведение любых выборов в регионе до возвращения этих территории под контроль Киева. «На оккупированных территориях не могут состояться никакие выборы. Как раз принятие этого закона вообще ставит точку в вопросе возможности проведения любых выборов до момента деоккупации этой территории», - сказал он.

Как известно, Минскими соглашениями четко и однозначно определено, что проведение местных выборов на неподконтрольной части Донбасса по согласованию с властями ДНР и ЛНР является неотъемлемой частью «всеобъемлющего политического урегулирования» ситуации в мятежном регионе на исполнение достигнутых договоренностей.

Таким образом, весь смысл предложенного плана «мирной реинтеграции» Донбасса в состав Украины заключается в том, что П. Порошенко на словах продолжает позиционировать себя в образе «президента мира» на внешнеполитической арене, чуть ли не появляясь перед объективами телекамер западных СМИ с пальмовой ветвью в зубах.

Одновременно во внутриполитической сфере хозяин Банковой создает нормативно-правовую базу для начала полномасштабной войсковой операции с применением боевой авиации, реактивной артиллерии, бронетехники и прочих запрещенных Минскими соглашениями вооружений с целью военного разгрома самопровозглашенных республик Донбасса по пресловутому «хорватскому сценарию» ликвидации непризнанной Республики Сербская Краина в августе 1995 г.

Так что прощание майданного Киева с Минском под различными предлогами в режиме нон-стоп продолжается...

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО


Распечатать статью



 






Пресс-cлужба ПСПУ

г. Киев ул. Крещатик, 42-А, офис 13
тел. 483-32-57

Электронная почта:
pspu@tsu.net.ua
n-vitrenko@yandex.ru
Мобильный телефон:
+380676919341