Тревожный звонок для Киева: Россия намекнула на возможность признания ДНР и ЛНР?

20/11/2017


15 ноября 2017 г. пресс-служба Кремля впервые официально сообщила о телефонном разговоре президента России Владимира Путина с главами ДНР Александром Захарченко и ЛНР Игорем Плотницким по вопросу обмена пленными между Киевом, Донецком и Луганском, состоявшемся по инициативе представителя Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе, лидера общественного движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука.

При этом канцелярия российского президента опять же впервые не стала называть данные государственные образования «самопровозглашенными», как и не стала применять в их отношении термин «отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины», а сам телефонный разговор произошел после состоявшихся 14 ноября 2017 г. переговоров президентов России и Южной Осетии, что позволяет расценивать позицию Москвы как намек майданному Киеву на возможное признание республик Донбасса в случае дальнейшего саботирования Минских соглашений.

 

«Состоялся телефонный разговор Владимира Путина с главой Донецкой Народной Республики Александром Захарченко и главой Луганской Народной Республики Игорем Плотницким.

Обсуждалась инициатива лидера общественного движения «Украинский выбор – право народа» Виктора Медведчука по обмену пленными между Украиной и Донецкой и Луганской народными республиками.

Руководители ДНР и ЛНР инициативу поддержали, отметив, что еще предстоит дополнительно проработать этот вопрос с представителями украинской стороны», - сообщила пресс-служба Кремля.

В президентской канцелярии напомнили, что ранее в этот день во время посещения Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря В. Медведчук обратился к главе российского государства с просьбой поддержать предложение об обмене пленными между Украиной и Донецкой и Луганской республиками.

Как заявил представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе, сегодня ровно 14 месяцев как не проходят обмены: по его словам, причина такой ситуации заключается в том, что, согласно Минским соглашениям, обмены должны производиться по формуле «всех на всех».

В. Медведчук пояснил, что у Украины на сегодняшний день возникли сложности с выполнением этого принципа, которые заключаются в том, что объективно, согласно действующему законодательству, в настоящее время нельзя реализовать этот принцип в отношении всех лиц, и в первую очередь в отношении тех, кто привлекается за особо тяжкие преступления.

Однако, несмотря на это, сообщил лидер «Украинского выбора», сегодня к обмену готово большое количество людей: Украина готова освободить 306 человек и рассчитывает на освобождение Донецком и Луганском 74 человек, что можно было бы сделать до новогодних и рождественских праздников.

 

Вполне очевидно, что президент России В. Путин использовал чисто гуманитарную проблему взаимного обмена пленными между Киевом, Донецком и Луганском как участниками внутриполитического противостояния на Украине с целью обозначения новой позиции Москвы в отношении непрекращающегося вооруженного конфликта на Донбассе.

 

Фактические глава российского государства дал понять, что в случае дальнейшего саботирования майданным режимом принятых на себя международных обязательств по имплементации политической части Минских соглашений, Россия, будучи гарантом их выполнения в рамках «Нормандской четверки», оставляет за собой право на признание ДНР и ЛНР в качестве независимых республик по «осетинско-абхазскому сценарию».

В пользу этой версии служит тот факт, что перед тем, как обозначить изменившуюся позицию по «донбасскому вопросу», В. Путин провел переговоры в Ново-Огарево Московской области с прибывшим в Россию с официальным визитом президентом Южной Осетии Анатолием Бибиловым по вопросам двухстороннего военно-политического и социально-экономического сотрудничества.

Как известно, Россия признала независимость Южной Осетии, наряду с Абхазией, после «Пятидневной войны» 2008 г., развязанной военным преступником Михаилом Саакашвили в нарушение Сочинского соглашения о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта 1992 г., которая закончилась разгромом грузинских войск и развалом Грузии, окончательно потерявшей из-за кровавой авантюры тогдашнего проамериканского президента 20% своей территории.

 

По сути, по аналогичному пути игнорирования принятых на себя обязательств ныне следует и майданная Украина, свидетельством чему служит принятый 6 октября 2017 г. в первом чтении парламентом президентский законопроект «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» (о реинтеграции Донбасса).

 

В подготовленном президентом Петром Порошенко проекте закона Россия провозглашается «агрессором» и «оккупантом»: согласно его нормам, «временно оккупированными территориями» признаются отдельные районы Донецкой и Луганской областей, где «вооруженные силы Российской Федерации и оккупационная администрация Российской Федерации установили и осуществляют оккупационную власть и общий контроль Российской Федерации» (ст. 1).

В этой связи «целью государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» объявляется «освобождение этих территорий и восстановление конституционного порядка на них» (ст. 4).

По этой причине законопроектом предлагается отменить нынешний режим «антитеррористической операции» (АТО) в пользу применения мер «по обеспечению национальной безопасности и обороны» с привлечением ВСУ и других военных формирований с целью «сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях» (ст. 8).

Вместе с тем, как определено в Минских соглашениях, Москва не является стороной внутриполитического конфликта на Востоке Украины, при этом выступая в роли гаранта их выполнения участниками вооруженного противостояния наряду с Берлином и Парижем. Именно этот статус российской стороны, закрепленный 17 февраля 2015 г. в единогласно принятой резолюции Совета Безопасности ООН по Украине, стремятся в одностороннем порядке отменить майданные парламентарии.

И хотя в принятом за основу проекте закона содержится ссылка на необходимость выполнения Минских соглашений с целью «создания необходимых условий для политического урегулирования в соответствии с нормами и принципами международного права и законодательства Украины» (ст. 7), однако ко второму чтению депутаты убрали из текста законопроекта любые ссылки на достигнутые в белорусской столице договоренности.

Как заявил 13 ноября 2017 г. в эфире телеканала «112» народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Иван Винник, даже косвенное упоминание обязательств Украины в рамках Минских соглашений вычеркнуто из согласованного всеми фракциями Верховной Рады текста законопроекта о реинтеграции Донбасса.

«Мы полностью вычистили упоминания о Минских соглашениях в любом виде. В первом чтении кое-где упоминалось, что Украина должна обеспечить выполнение межгосударственных и международных соглашений в связи с войной с Российской Федерацией. Это могло трактоваться как выполнение Минских соглашений. Мы и эти упоминания убрали, чтобы не возбуждать зал», - сказал парламентарий.

При этом представитель пропрезидентского лагеря подчеркнул, что законопроект обязует содержать «оккупированные территории» исключительно Россию, что, по мнению депутатов, снимает с майданной Украины социальную ответственность перед местным населениям.

«Это остановит любые дискуссии относительно выплаты пенсий гражданам, которые там находятся. Это обязательство РФ, или же граждане будут больше хотеть вернуться к обычному конституционному строю в пределах территории Украины», - сказал И. Винник.

Кроме того, на сегодняшний день майданные переговорщики неизменно требует от США начать поставки современного летального оружия. Данную инициативу можно рассматривать как подготовку ВСУ к возобновлению наступательных действий против непризнанных республик Донбасса в нарушение принятых обязательств по «незамедлительному и всеобъемлющему прекращению огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины» (п. 1 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений от 12 февраля 2015 г.).

Как и неизменно выступают за возможный ввод миротворцев ООН на неподконтрольный Киеву участок украино-российской границы в ДНР и ЛНР, тогда как по Минским соглашениям вопрос о границе должен рассматриваться только после «всеобъемлющего политического урегулирования» (п. 9 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений).

Этот процесс предусматривает предоставление амнистии сторонникам мятежного Донбасса, принятие постоянно действующего законодательства об «особом статусе» этих территорий в составе украинского государства с последующим закреплением в Конституции Украины и проведение местных выборов по согласованию с ЛДНР.

Следовательно, если майданные власти продолжат бойкотировать Минские соглашения, попутно вынашивая милитаристские планы военного разгрома самопровозглашенных республик Донбасса по пресловутому «хорватскому сценарию» 1995 г., который в 2008 г. безуспешно пытался воспроизвести президент Грузии М. Саакашвили, то такая политика вполне даже может закончиться официальным признанием ДНР и ЛНР со стороны России.

 

В этом случае дальнейшие события наверняка будут развиваться следующим образом: за дипломатическим признанием последует военно-техническое сотрудничество, в рамках которого Москва может начать поставки новейших видов вооружений Донецку и Луганску, либо же разместить собственные военные базы на их территории и создать объединенные группировки войск с ДНР и ЛНР.

 

Как раз по последнему сценарию развивались взаимоотношения России с Южной Осетией и Абхазией: на их территории Москва не только разместила свои постоянно действующие военные базы (4-ю и 7-ю соответственно), но и создала совместные вооруженные силы с частично признанными республиками для совместного реагирования на военные угрозы в отношении любой из сторон.

И если российская сторона решит пойти по аналогичному пути на Донбассе, то в случае реализации такого сценария любые агрессивные действия в отношении ДНР и ЛНР будут рассматриваться как акт вооруженного нападения непосредственно на Россию, как и в случае вооруженной агрессии против Южной Осетии и Абхазии, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому если майданные власти не хотят окончательно потерять промышленный Донбасс, ныне пребывающий под контролем самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, то им следует наконец-то приступить к выполнению принятых на себя обязательств по имплементации политической части Минских соглашений.

В противном же случае рано или поздно народ Украины возложит всю полноту ответственности за развал собственного государства именно на них, как это сделал народ Грузии, лишив дальнейших политических перспектив М. Саакашвили, окончательно уничтожившего территориальную целостность грузинского государства своей преступной агрессией против Южной Осетии и Абхазии.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО


Распечатать статью



 






Пресс-cлужба ПСПУ

г. Киев ул. Крещатик, 42-А, офис 13
тел. 483-32-57

Электронная почта:
pspu@tsu.net.ua
n-vitrenko@yandex.ru
Мобильный телефон:
+380676919341