"Государственное пиратство" оборачивается для Украины потерей Азовского моря

07/05/2018


4 мая 2018 г. российские пограничники задержали на западном берегу Крыма в Черном море украинское судно по подозрению в незаконном рыбном промысле, которое по признанию Госпогранслужбы Украины не имело разрешения на вылов рыбы на этой территории, осуществив такой шаг на фоне организованных досмотров следующих в Мариупольский морской порт гражданских судов.

Такие действия фактически представляют собой ответные меры на состоявшееся задержание в Азовском море российского судна «Норд» по обвинению в нарушении порядка въезда и выезда на «временно оккупированную территорию Украины», расцененное в Москве как «государственное пиратство» со стороны Киева, что в случае дальнейшей эскалации конфликта может обернуться существенным ограничением или даже полным перекрытием украинского судоходства через Керченский пролив.

 

Украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041», незаконно добывавшее камбалу в исключительной экономической зоне России, задержано в Черном море, сообщило крымское пограничное управление Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ.

«Западнее мыса Тарханкут пограничным сторожевым кораблем «Аметист» ... задержано украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041» (порт приписки - Очаков, Украина), осуществлявшее незаконный промысел камбалы-калкан сетными орудиями лова в исключительной экономической зоне РФ», - говорится в заявлении.

Несколько километров сетей изъяты, судно и экипаж - пять граждан Украины - доставлены в Крым «для проведения процессуальных действий». Российские пограничники подчеркнули, что действуют «в строгом соответствии с международным морским правом».

По сообщениям украинских СМИ, еще в 2011 г. судно «ЯМК-0041» задерживалось Госрыбагенством Украины в связи браконьерством: экипаж корабля уличили в вылове рыбы, занесенной в Красную книгу, - севрюги и осетра.

В свою очередь, комментируя агентству «Интерфакс-Украина» данное событие, помощник главы Госпогранслужбы Украины Олег Слободян заявил, что вина за задержание украинского рыболовецкого судна «ЯМК-0041» полностью лежит на его капитане. По его словам, у задержанного судна было разрешение на ловлю рыбы в пределах 12 морских миль, права выхода за эту границу у них не было.

«У данного судна было разрешение на ловлю рыбы в пределах 12 морских миль. Права выхода за эту границу у них не было. Поэтому ответственность за то, что произошло из-за их выхода за внутренние территориальные воды, лежит исключительно на капитане судна», – сказал он. О. Слободян добавил, что по возвращению капитана судна и членов экипажа с ними будет проведена соответствующая беседа.

Задержание украинского рыболовецкого судна произошло на фоне стартовавших с 30 апреля 2018 г. ежедневных досмотров российскими пограничниками следующих в Мариупольский морской порт в Азовском море невоенных судов. Об этом 3 мая 2018 г. сообщила Госпогранслужба Украины, заявив о том, что «россияне начали жесткую политику задержания и досмотра судов, следующих в сторону Украины».

Согласно сообщению, 30 апреля 2018 г. во время прохождения Керченского пролива был остановлен следовавший в Мариупольский порт теплоход, в команде которого были граждане Турции, Грузии, Египта и Нигерии. «Российскими пограничниками был осуществлен осмотр судна и проведена идентификация членов команды. Замечаний со стороны пограничников РФ не последовало», – сказано в сообщении.

В тот же день останавливали теплоход, следовавший из израильского Ашдода в Мариуполь, команда которого состояла из граждан Украины. 1 мая 2018 г. останавливался теплоход под флагом Болгарии, следовавший из итальянского Ногаро в Мариуполь, 2 мая 2018 г. останавливалось судно под флагом Панамы из итальянской Маргеры в Мариуполь. По утверждению украинских властей, некоторые суда досматривались российскими пограничниками по несколько раз.

 

Начало конфликта. Как известно, обострение двухсторонних отношений в Азово-Черноморском регионе произошло после состоявшегося 25 марта 2018 г. задержания украинскими пограничниками российского рыболовецкого судна «Норд» с портом приписки в Керчи в 15 милях от Обиточной косы в Азовском море, на борту которого находились 10 членов экипажа, впоследствии отконвоированного в порт Бердянска.

Напомним, что морские порты, расположенные на территории Крыма (Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта) закрыты распоряжением Кабинета Министров N578-р от 30.04.2014 г. и приказом Министерства инфраструктуры N255 от 16.06.2014 г. В этой связи 4 апреля 2018 г. в Госпогранслужбе Украины заявили, что будут задерживать все корабли, входящие и выходящие из крымских портов.

На членов экипажа составили протоколы по ст. 204-2 (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее) Кодекса Украины об административных нарушениях. В отношении капитана судна Владимира Горбенко в СБУ направили уведомление по ст. 332-1 (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее с целью причинения вреда интересам государства) Уголовного кодекса.

6 апреля 2018 г. суд арестовал капитана судна до 31 мая 2018 г. и оштрафовал членов экипажа. 10 апреля 2018 г. капитана отпустили под залог, однако в тот же день ему сообщили о новом подозрении – в совершении преступления по ст. 249 Уголовного кодекса (незаконное занятие рыбным, звериным или иным водным добывающим промыслом).

11 апреля 2018 г. суд отпустил В. Горбенко под личное обязательство с запретом посещать Крым. Некоторым членам экипажа удалось бежать и вернуться в Крым. При этом член экипажа сейнера Ирина Оборина, которой удалость вернуться в домой, сообщила, что при задержании украинские пограничники «поставили под пулеметы всю команду».

По ее словам, пограничники забрали у членов экипажа российские паспорта, утверждая, что они фальшивые. Это обусловлено тем, что киевские власти сразу же объявили задержанных членов экипажа гражданами Украины, незаконно получившими гражданство России, не допуская к ним на этом основании российских дипломатов и требуя от задержанных признать себя украинскими поданными.

 

Реакция российской стороны. В ответ 28 марта 2018 г. управление ФСБ России в Крыму возбудило уголовное дело в отношении экипажа Госпогранслужбы Украины, который задержал российский траулер, по ст. 211 Уголовного кодекса РФ (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава).

В свою очередь 29 марта 2018 г. спикер МИД РФ Мария Захарова назвала действия украинских властей «провокационной выходкой в отношении граждан России», при этом подчеркнув, что по отношению к экипажу судна «украинские пограничники действовали, как сомалийские пираты».

3 апреля 2018 г. в МИД РФ вручили ноту протеста временному поверенному в делах Украины в связи с задержанием судна: Москва потребовала незамедлительного освобождения незаконно задержанных российских граждан, возврата корабля его законному владельцу и недопущения подобных провокаций в будущем.

В тот же день источник в российских силовых структурах сообщил РИА «Новости», что Черноморский флот России обеспечит безопасность судоходства в акватории Азовского моря с учетом возросшей угрозы пиратства со стороны Украины.

Как заявил собеседник агентства, это должно стать ответом на «агрессивные действия» украинских пограничников, которые задержали российское рыболовецкое судно. Источник предупредил об «угрозе украинского государственного пиратства» и отметил, что «Черноморский флот, в том числе и авиация, если поступит соответствующий приказ, приступит к обеспечению безопасности российского судоходства, то есть будет присутствовать в северо-восточной части Черного моря и в зоне Азовского бассейна».

4 апреля 2018 г. руководитель Азово-Черноморского территориального управления (АЧТУ) Росрыболовства Игорь Рулев сообщил о создании оперативной группы, которая координирует действия Росрыболовства с пограничными управлениями, обеспечивая информирование о местонахождении рыболовных судов в Азовском море для недопущения пиратских действий со стороны Украины. «Рыбаки могут безбоязненно выходить на промысел в Азовское море, их безопасность обеспечивают пограничные управления ФСБ России по Краснодарскому краю и Республике Крым», - заявил он.

10 апреля 2018 г. директор ФСБ РФ Александр Бортников заявил о возможных террористических угрозах со стороны Украины в районе Крымского моста: по его словам, России необходимо усовершенствовать систему противодействия терроризму, в том числе в сфере обеспечения защиты потенциальных объектов террористических посягательств. «К таким объектам относится и строящийся Крымский мост, обстановка в окружении которого остается напряженной ввиду намерений спецслужб и националистических организаций Украины совершить диверсии на территории Крымского полуострова», – заявил он.

3 мая 2018 г. в пограничном управлении ФСБ России объяснили причины досмотра судов в Керченском проливе: как сообщила пресс-служба силового ведомства, российские пограничники проверяют иностранные суда для обеспечения безопасности при строительстве Крымского моста.

«Работа органов ФСБ России на данном направлении обусловлена необходимостью предотвращения попыток проникновения лиц, причастных к международным террористическим и экстремистским организациям, незаконных мигрантов, контрабандного перемещения на территорию нашей страны оружия, боеприпасов, обеспечения безопасности мореплавания, а также строительства Крымского моста», - говорится в пресс-релизе.

При этом в ведомстве подчеркнули, что претензий со стороны иностранных судовладельцев к российским пограничным органам не поступало. «Проверки иностранных морских судов проводятся в соответствии с международным морским правом, замечаний и претензий со стороны иностранных судовладельцев к российским пограничным органам не поступало», - отмечается в сообщении.

 

Перспективы развития конфликта. Безусловно, майданные власти могут и дальше удерживать рыболовецкое судно «Норд» с остающимися на Украине членами его экипажа, могут и дальше отказываться признавать российское гражданство жителей полуострова, попутно расходуя бюджетные средства на создание фейковой патрульной полиции Крыма и Севастополя.

Однако нужно понимать одно: все эти «игры патриотов» в конечном итоге обернутся экономическими убытками для самого украинского государства, свидетельством чему служат организованные пресловутыми «активистами» и поддержанные правящим режимом водная, продовольственная и энергетическая блокада Крыма, приведшие к многомилионным финансовым потерям именно для их инициаторов.

Поэтому не исключено, что и на этот раз майданная Украина, приняв на вооружение политику «государственного пиратства», в очередной раз как гоголевская унтер-офицерская вдова высечет саму себя, поскольку в ответ на такие действия Россия может существенно ограничить или же полностью перекрыть украинское судоходство через Керченский пролив под различными предлогами, в том числе из-за террористических угроз со стороны прикормленных правящим режимом ультраправых радикалов.

Что, в свою очередь, приведет к новым экономическим убыткам: достаточно вспомнить планы Киева потребовать компенсации ущерба, причиненного украинским портам в Мариуполе и Бердянске из-за решения России ограничить навигацию через Керченский пролив на время строительства арки Крымского моста.

Об этом сообщила 30 июня 2017 г. украинская редакция Deutsche Welle со ссылкой на ответ МИД Украины на запрос издания. Из-за строительства моста в августе-сентябре 2017 г. Керченский пролив планировалось закрыть на 23 дня для возведения за этот срок пролетных арок моста. По данным DW, МИД Украины тогда подсчитал, что убыток Киева от перекрытия судоходства через Керченский пролив составит 500 млн. грн. (почти $20 млн.).

Но это лишь вершина айсберга: по сведениям издания «Свободная пресса», которые приводятся в опубликованном 4 апреля 2018 г. материале «Захват судна «Норд»: Украине отрежут выход к морю», несмотря на снижение грузооборота, украинские морские порты в Мариуполе и Бердянске по-прежнему остаются рентабельными.

Так, в 2013 г. грузооборот Мариупольского порта достигал 15 млн. тонн, а в 2017 г. сократился до 6,51 млн. Его удельный вес в грузообороте всех украинских портов снизился до 4,9%. Бердянский порт в 2017 г. сократил грузооборот по сравнению с 2016 г. на 36,9% - до 2,397 млн. тонн. Его удельный вес в общем грузообороте по стране составляет 1,8%.

Тем не менее, мариупольские комбинаты продолжают активно возить грузы через порт. В течение 2017 г. переработано 4,3 млн. тонн металлопродукции, а также сырье: 843,3 тыс. тонн угля и 19,3 тыс. тонн руды. Также было отгружено 412,2 тыс. тонн зерна и 73,6 тыс. тонн подсолнечного масла.

Что касается финансовых показателей, то Мариупольский порт заработал в 2017 г. более 186 млн. грн. и заплатил налогов на 466,2 млн. грн. Бердянский порт получил 24,5 млн. грн. чистой прибыли и выплатил налогов на 150 млн. грн. Помимо непосредственных потерь этих денег, нужно учитывать также потерю рабочих мест, ведь на обоих предприятиях платят неплохие по украинским меркам зарплаты в 10-15 тыс. грн.

Более того, основная часть грузооборота Мариупольского и Бердянского портов - это металлопродукция и сырье, которое идет на экспорт и приносит Украине такие необходимые валютные поступления.

В одном из интервью директор Мариупольского порта Александр Олейник рассказывал о том, что из-за строительства Крымского моста крупнотоннажные суда, которые возили чугун в США, а также металлопродукцию на юго-восток, в Китай, Вьетнам и Корею уже переориентировались на Черноморские порты Одессы.

«Кто-то обязательно скажет: «Украина же в целом не потеряла. Какая разница, что не из порта Мариуполь чугун пойдет, а, к примеру, из порта Южный?». Отвечу: наш товар станет дороже. Потому что привезти в Мариуполь на «коротком плече» и быстро его отправить - это одна логистика. А через пол-Украины, да еще с такой дорогой железнодорожной составляющей, это уже совсем другое дело», - объяснил А. Олейник.

Таким образом, перекрытие Керченского пролива приведет к подорожанию ряда украинских экспортных товаров и, соответственно, к снижению их конкурентоспособности на рынке. Ведь низкая цена является одним из самых привлекательных качеств украинской продукции на мировом рынке.

Кроме того, если речь пойдет не только о миллионе тонн чугуна и 300−500 тысяч тонн металлопродукции для азиатских стран, но обо всех суммарных 9 миллионах тонн, еще вопрос, смогут ли порты юга Украины быстро переориентироваться на прием и отправку этих грузов. В любом случае, очевидно, что убытки Киева в случае перекрытия Керченского пролива будут исчисляться сотнями миллионов долларов, - резюмирует издание.

Следовательно, майданные власти, развязывая «морской бой» против российских моряков рыболовецкого судна «Норд», угрожая применением против них автоматического оружия и отказываясь допускать к задержанным членам экипажа российских дипломатов, должны были понимать, что такие действия закономерно вызовут ответную реакцию со стороны России.

Тем более что российская сторона обладает реальными рычагами влияния на новоявленных «пиратов Азовского моря», которые могут быть попросту заперты Черноморским флотом РФ в портах Мариуполя и Бердянска без права выхода в акваторию Черного моря. Тогда как иностранные судовладельцы могут сами начать отказываться от прохождения через Керченский пролив из-за необходимости соблюдения введенных российской стороной длительных бюрократических процедур.

По этой причине Азовское море, де-юре имеющее по двухстороннему межгосударственному соглашению от 24 декабря 2003 г. статус внутреннего моря Украины и России, де-факто превратится для украинской стороны в большое соленое озеро, не имеющее выхода в Мировой океан - по аналогии с Каспийским и Аральским морями.

Вместе с тем не приходится сомневаться в том, что при таком сценарии развития событий майданные горлопаны возложат ответственность за сложившуюся ситуацию на «российского агрессора», при этом предпочитая помалкивать о том, что именно киевские власти собственноручно спровоцировали конфликт в Азово-Черноморском регионе в рамках курса на превращение Украины в «Европейское Сомали».

 

P.S., или Прыжки на граблях наци-патриотов. 4 мая 2018 г. в интервью изданию «Обозреватель» руководитель ультраправой организации «Добровольческое движение ОУН» Николай Коханивский заявил о готовности разместить на Крымском мосту баннер с надписью: «Смерть России».

«Очень может быть, что на Крымском мосту появится какой-то плакат, например, с надписью «Смерть России» или «Крым – Украина», - рассказал он. В этом контексте Н. Коханивский подчеркнул: «Смерть России» - «это самый актуальный на сегодня лозунг».

При этом современный последователь нацистских прихлебателей периода Великой Отечественной войны призвал к насильственному расчленению России. «Это сатанинское образование – Россия – должно исчезнуть. Вместо этого должны возникнуть несколько отдельных стран – например, Татарстан, Башкирия, республика Сибирь, республика Урал. А Россия – как раковая опухоль. Ее надо удалять», - заявил он.

Как видно, доморощенные пещерные националисты до сих пор так и не поняли простую вещь: чем громче они будут истошно орать «Смерть России», тем больше вероятность того, что российская сторона полностью закроет Керченский пролив для украинского гражданского флота.

И тогда майданщикам придется переквалифицироваться в пиратов Киевского, Каневского, Каховского и прочих водохранилищ, начиная кошмарить уже представителей «титульной древнеукраинской нации» под красно-черными флагами ОУН-УПА, вымогая от своих сограждан «деньги на бочку рома» под угрозой физической расправы.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО


Распечатать статью



 






Пресс-cлужба ПСПУ

г. Киев ул. Крещатик, 42-А, офис 13
тел. 483-32-57

Электронная почта:
pspu@tsu.net.ua
n-vitrenko@yandex.ru
Мобильный телефон:
+380676919341