Разбитое корыто евроатлантизма: Венгрия продолжит срывать прозападный курс Украины

29/05/2018


Если Польшу принято считать «украинским адвокатом в ЕС и НАТО», то вполне возможно, что в период очередной каденции правительства Виктора Орбана, сформированного по итогам прошедших 8 апреля 2018 г. парламентских выборов, победу на которых одержала правящая коалиция, состоящая из партии «Фидес» и союзной Христианско-демократической народной партии, Венгрию начнут называть «украинским прокурором» в этих интеграционных структурах Запада.

18 мая 2018 г. старое-новое венгерское правительство в ходе своего первого инаугурационного заседания утвердило официальное обращение в штаб-квартиру НАТО, в котором обвинило украинские власти в нарушении законных языковых прав национальных меньшинств и потребовало от руководства Альянса пересмотреть программы поддержки Киева, мотивировав свою позицию тем, что при майданном правлении «реформирование Украины провалилось», из-за чего украинское государство в его нынешнем виде «представляет опасность для соседей».

 

Новое правительство Венгрии на первом торжественном заседании, которое В. Орбан провел в Культурном центре Клебельсберга в Будапеште, приняло Меморандум защиты закарпатских венгров. Об этом заявил пресс-секретарь премьера Берталон Гаваши, сообщает 20 мая 2018 г. «Закарпаття Онлайн».

Документ был направлен к премьер-министрам всех стран-членов НАТО и Генеральному секретарю Альянса. В этом документе венгерское правительство предлагает, чтобы страны НАТО учитывали проблемы национальных меньшинств на Украине, связанные с украинскими законами, которые, по мнению венгерских чиновников, нарушают права меньшинств.

25 мая 2018 г. источники в штаб-квартире НАТО подтвердили «Европейской правде», что Генсек Альянса Йенс Столтенберг получил официальное обращение Венгрии о пересмотре политики Альянса в отношении Украины в документе, озаглавленном как «Меморандум: Инициатива создания новой политики НАТО в отношении Украины», который был одобрен на первом заседании обновленного правительства Венгрии во главе с В. Орбаном.

В нем венгерское правительство доказывает, что «реформирование Украины провалилось». «Украинское государство ослабло до такой степени, что теперь она не способна выполнять свои базовые обязательства, в том числе обеспечивать верховенство права и осуществлять эффективное экономическое, социальное и политическое управление», - говорится в документе.

Правительство В. Орбана также подчеркивает, что Украина не достигла успеха, «несмотря на беспрецедентный уровень политической поддержки и финансовой помощи». Также в документе говорится, что Украина «представляет опасность для соседей».

На этом основании Будапешт предлагает пересмотреть поддержку, которую НАТО оказывает Украине. «Чтобы сохранить стабильность в регионе на восточной границе Альянса, НАТО должна адаптировать свою политику в отношении Украины в этих новых обстоятельствах», - говорится в документе.

Вместе с тем, как отмечается в Меморандуме, официальный Будапешт готов отказаться от всех своих обвинений, если Украина не будет применять языковую норму закона об образовании для национальных меньшинств государств-членов НАТО (в том числе – для венгерского меньшинства на Закарпатье).

Как известно, на сегодняшний день Венгрия уже в третий раз заблокировала проведение заседания комиссии Украина-НАТО на министерском уровне. Венгерские власти объясняют, что таким образом они оказывают давление на Киев, требуя пересмотра языковых норм скандального Закона Украины «Об образовании», принятого 5 сентября 2017 г. и вступившего в силу 28 сентября 2017 г.

Данный закон, в частности, определяет, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является только государственный язык. Языки нацменьшинств, включая венгерский, будут изучаться только до пятого класса, а уже с 2020 г. образование на Украине станет целиком украиноязычным. Будапешт убежден, что закон значительно ограничил права национальных меньшинств в использовании родного языка.

Позицию венгерской стороны разделяет и Венецианская комиссия (Комиссия Совета Европы «За демократию через право»), призвавшая 8 декабря 2017 г. в своем экспертном заключении майданные власти внести изменения в 7-ю статью «Язык образования» скандального закона.

Как отмечается в выводах консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы, принятая редакция статьи закона «действительно позволяет радикально изменить предыдущий языковой режим».

По мнению экспертов, «это приведет к серьезному уменьшению возможностей, предоставляемых лицам, относящимся к национальным меньшинствам, для обучения на их языках, что представляет собой непропорциональное вмешательство в существующие права лиц, относящихся к национальным меньшинствам».

При этом в Комиссии обратили внимание на законодательную лазейку, позволяющую Киеву использовать в образовательном процессе официальные языки ЕС: согласно нормам статьи 7 закона, на этих языках «в учреждениях образования в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин».

Эта оговорка позволяет вывести из-под полного запрета английский язык и языки проживающих на Украине национальных меньшинств (болгарский, венгерский, польский, румынский, греческий), разрешив преподавание на них в учебных заведениях «одной или нескольких дисциплин» и не более того.

В этой связи эксперты подчеркнули, что «Это может быть приемлемым решением для этих языков, но только при наличии достаточных гарантий в законодательстве о том, что объем изучения этих языков будет достаточным для получения высокого уровня устного и письменного владения языком, достаточного для решения сложных вопросов».

По этой причине в Венецианской комиссии призвали Киев законодательно закрепить это право после проведения «адекватных консультаций с меньшинствами» и заинтересованными странами-членами ЕС.

Но если в вопросе применения в системе образования официальных языков ЕС в Комиссии приняли довольно мягкое решение, призвав Киев конкретизировать законодательные нормы, то в вопросе применения русского языка европейские эксперты прямо обвинили майданный режим в проведении политики дискриминации по отношению к самому распространенному в нашей стране негосударственному языку.

Как отмечается в документе, вышеупомянутая лазейка «не предусматривает решения для языков, не являющихся официальными языками ЕС, в частности для русского, как наиболее широко используемого в Украине языка после государственного. Менее благоприятное отношение к этим языкам сложно оправдать, и поэтому оно поднимает вопрос о дискриминационности нормы».

«С учетом этих соображений, корректным решением было бы внесение поправок в статью 7, которые заменили бы это положение более сбалансированным и четко сформулированным. Вопрос дискриминации языков других меньшинств, языки которых не являются официальными в ЕС, также должен быть решен во время такого пересмотра», - призвали эксперты.

Однако в ответ 9 декабря 2017 г. печально известный «спикер со справкой» Андрей Парубий заявил, что, несмотря на рекомендации Венецианской комиссии, никакие изменения в статью 7-ю вноситься не будут, тем самым подтвердив неизменность майданного курса на насильственное вытеснение русского языка и языков национальных меньшинств из образовательного процесса в нарушение Конституции и международных обязательств Украины.

А это значит, что для киевских властей очередной срок правления венгерского премьера В. Орбана пройдет в условиях политического давления со стороны Будапешта, который будет требовать защиты законных языковых прав не только этнических венгров, но и поляков, румын, болгар, греков как нацменьшинств государств-членов НАТО, тем самым загоняя майданщиков в дипломатическую ловушку.

Ведь если украинские чиновники пойдут на уступки в вопросе внесения изменений в языковое законодательство, то это будет расценено как капитуляция перед Будапештом в условиях отсутствия каких-либо гарантий относительно перспектив членства Украины в НАТО, если же не пойдут, то это будет использовано венгерской стороной для продолжения дискредитации евроатлантических устремлений майданного режима в глазах стран-партнеров по НАТО.

В общем, как ни крути, а выходит, что так «зрада», что этак...

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО


Распечатать статью



 






Пресс-cлужба ПСПУ

г. Киев ул. Крещатик, 42-А, офис 13
тел. 483-32-57

Электронная почта:
pspu@tsu.net.ua
n-vitrenko@yandex.ru
Мобильный телефон:
+380676919341