«Гамбургская пэрэмога» как повод к началу переговоров по обмену пленными

28/05/2019


25 мая 2019 г. Международный трибунал ООН по морскому праву в Гамбурге обязал Россию освободить украинских моряков и корабли, задержанные 25 ноября 2018 г. в Керченском проливе за нарушение границы в ходе организованной тогдашним главой государства Петром Порошенко провокации для введения военного положения с целью отмены предстоящих 31 марта 2019 г. президентских выборов, однако российская сторона отказалась признавать юрисдикцию трибунала для рассмотрения данного иска.

Учитывая же недавние резонансные события 22 мая 2019 г. на мятежном Востоке, когда сразу 8 военнослужащих ВСУ попали в плен ополченцам ДНР возле Новотроицкого, обвинивших украинских военных в подготовке диверсий, то сейчас самое время главе государства Владимиру Зеленскому инициировать переговорный процесс по вопросу обмена пленными как с непризнанными республиками Донбасса, так и непосредственно с Россией, поскольку среди задержанных ополченцев ЛДНР есть российские добровольцы, как это и обещал 20 мая 2019 г. в своей инаугурационной речи новоизбранный президент.

 

Как известно, 25 ноября 2018 г. «майданные флотоводцы» приказали «волчьей стае» в составе бронекатеров «Бердянск» и «Никополь» и буксира «Яны Капу» прорываться из Одессы в Мариуполь под Крымским мостом в нарушение разрешительного порядка движения судов в Керченском проливе, но вскоре корабли ВМС Украины оказались в «морском котле». Три военных корабля с 24 моряками были взяты на абордаж и отбуксированы в Керчь, при этом среди членов экипажа были 2 сотрудников Службы безопасности Украины, которые, по мнению российских властей, и руководили данной спецоперацией.

Эти события нужно расценивать как организованную президентской канцелярией провокацию, свидетельством чему служат события 23 сентября 2018 г., когда следующие из Одессы украинский морской буксир A830 «Корец» и корабль управления A500 «Донбасс» беспрепятственно прошли под Крымским мостом в сопровождении кораблей российской береговой охраны после получения разрешения и оплаты услуги лоцманов, чтобы стать основой новой военно-морской базы ВМС Украины в Бердянске.

Целью данной провокации было введение режима военного положения для отмены предстоящих 31 марта 2019 г. президентских выборов: согласно первоначальной редакции соответствующего указа, военное положение предлагалось ввести на всей территории Украины сроком на 60 дней (с 26 ноября 2018 г. до 25 января 2019 г.), что давало возможность сорвать старт избирательной кампании 31 декабря 2018 г.

Однако 26 ноября 2018 г. Верховная Рада поддержала указ П. Порошенко о введении военного положения в урезанном виде, проголосовав за введение особого правового режима в приграничных областях с Россией и Приднестровьем и внутренних водах Азово-Керченской акватории сроком на 30 дней (с 28 ноября до 26 декабря 2018 г.), при этом особо отметив, что президентские выборы пройдут по плану, 31 марта 2019 г., и тем самым обеспечив официальный старт президентский кампании в предусмотренный законом срок.

16 апреля 2019 г. президент П. Порошенко проинформировал, что Украина обратилась в Международный трибунал ООН по морскому праву за временными мерами в отношении России для освобождения захваченных Россией украинских моряков и кораблей.

В ответ в тот же в МИД России сообщили, что Международный трибунал ООН по морскому праву не обладает юрисдикцией для рассмотрения инцидента с задержанием украинских военных кораблей и моряков российскими силовиками в районе Керченского пролива.

«В связи с инициированным Украиной на основании Конвенции 1982 года процессом по временным мерам российская сторона исходит из того, что Международный трибунал по морскому праву не обладает юрисдикцией для рассмотрения «керченского инцидента», в частности, в силу сделанных и Российской Федерацией, и Украиной оговорок о неприменимости предусмотренных Конвенцией 1982 года процедур в отношении отдельных категорий споров», – говорится в заявлении.

Исходя из этого, в МИД России призвали власти Украины к проведению переговоров по данному вопросу на исполнение действующих двухсторонних соглашений между Москвой и Киевом. «Украинская сторона вновь поступает недобросовестно, пытаясь использовать данную ситуацию, возникшую вследствие неправомерных действий украинских кораблей, во внутриполитических целях. Украина обратилась в Международный трибунал по морскому праву с ходатайством о предписании временных мер, несмотря на предусмотренные международным правом, в том числе российско-украинскими договорами, возможности проведения консультаций. Российская сторона остается открытой к контактам в двустороннем формате по вопросам, связанным с данным инцидентом, о чем Украина была официально проинформирована нотами МИД России», – отмечается в нем.

10 мая 2019 г. в Гамбурге начались слушания в Международном трибунале ООН по морскому праву по иску Украины, однако Россия решила в них не участвовать. 25 мая 2019 г. Международный трибунал ООН обязал Россию освободить украинских моряков и корабли: согласно судебному вердикту, Россия должна отчитаться о выполнении принятого решения до 25 июня 2019 г.

При этом возглавлявшая украинскую делегацию во время оглашения решения Международного трибунала ООН заместитель главы МИД Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль заявила, что дело об иммунитете задержанных Россией украинских кораблей и их экипажей будет рассматривать отдельный арбитраж, который может длиться годами. «По сути дело будет рассматриваться не в этом суде. Будет создан отдельный арбитраж на основании приложения 7 к Конвенции. Это будет длиться годами. Но основное, что мы получили сегодня - это вопрос освобождения наших моряков, это вопрос освобождения наших кораблей, и то, что трибунал признал, что у них есть юрисдикция, то, что трибунал признал, что предостережение РФ относительно военной активности не применяется и что есть неотложность для обеспечения принятия этого решения», - сказала она.

В ответ в МИД России сообщили, что избежать возникновения этого инцидента можно было при условии соблюдения требований российского законодательства, касающихся судоходства в указанном районе. «Избежать ее возникновения можно было при условии соблюдения требований российского законодательства, касающихся судоходства в этом районе. Призываем украинскую сторону действовать именно так впредь», - говорится в заявлении.

В российском внешнеполитическом ведомстве также напомнили, что предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву процедуры разрешения споров неприменимы к инциденту в Керченском проливе, а арбитраж, который Украина требует созвать в связи с ним, не имеет юрисдикции в этой области. «Как ранее неоднократно отмечалось российской стороной, заявления, сделанные как Россией, так и Украиной при подписании и ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, исключают возможность задействования предусмотренных Конвенцией процедур разрешения споров в отношении инцидента 25 ноября 2018 года в районе Керченского пролива. В ходе последующего арбитражного разбирательства намерены последовательно отстаивать нашу позицию, в том числе отсутствие у арбитража юрисдикции рассматривать данную ситуацию в свете упомянутых выше обстоятельств», - заявили в министерстве.

Суть этих оговорок, сделанных Россией и Украиной при ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., раскрыла кандидат юридических и политологических наук, доцент РАНХиГС при президенте России Кира Сазонова. По ее словам, решение Международного трибунала ООН по морскому праву не имеет для Москвы юридической силы, поскольку при подписании данного документа Россия определила, что юрисдикция Гамбургского трибунала не будет для нее обязательной, если какое-либо дело будет касаться непосредственно национального суверенитета и безопасности. «То есть мы не можем позволить трибуналу, который достаточно утилитарный орган и занимается вопросами судоходства, рыболовства и так далее, мы не можем позволить данному органу решать вопросы, связанные с суверенитетом и национальной безопасностью», - добавила она.

В свою очередь, комментируя вердикт Международного трибунала ООН по морскому праву, президент В. Зеленский заявил, что выполнение Россией данного решения может стать сигналом о готовности к прекращению конфликта с Украиной: по его словам, таким образом Москва может сделать шаг «к разблокированию переговоров и решению созданных ею проблем цивилизованным способом». Однако такая позиция явно диссонирует с позицией сторонников новоизбранного президента, публично возлагающих ответственность за инцидент в Керченском проливе на тогдашнего главу государства П. Порошенко.

Так, назначенный В. Зеленским на должность нового главы Генерального штаба ВС Украины Руслан Хомчак считает, что украинских моряков нельзя было посылать в Керченский пролив. «Я не могу оценивать Керченскую операцию, я тогда не был (в должности начальника Генштаба - Прим.). Конечно, не надо было подвергать моряков такой опасности», - заявил он.

Глава Генштаба ВСУ также отметил, что у него также есть вопросы к командующему военно-морскими силами ВС Украины Игорю Воронченко. «Он вернется, и когда я буду его заслушивать, я ему задам этот вопрос: чем он руководствовался, или он прогнозировал это все, мне тоже интересно это все услышать. У нас не так много морских судов для того, чтобы мы могли их так раздавать», - подчеркнул Р. Хомчак.

Более того, на сегодняшний день Государственное бюро расследований (ГБР) по заявлению вернувшегося на Украину после многолетнего отсутствия экс-замглавы Администрации президента Виктора Януковича Андрея Портнова (считающегося соратником близкого к президенту олигарха Игоря Коломойского) возбудило уголовное дело против экс-президента П. Порошенко по обвинению в организации Керченской провокации с целью введения военного положения для узурпации власти.

В этих условиях новоизбранному главе государства В. Зеленскому явно не пристало праздновать сомнительную «гамбургскую пэрэмогу», поскольку Россия изначально отказалась признавать юрисдикцию этой судебной инстанции для рассмотрения данного дела уже в день обращения Украины в Международный трибунал ООН по морскому праву по инициативе тогдашнего президента П. Порошенко.

Вместо этого ему следовало бы инициировать переговоры между Киевом и Москвой по вопросу обмена украинских моряков, ставших жертвами политических игрищ тогдашнего президента П. Порошенко с целью узурпации власти, на российских добровольцев, оказавшихся в плену в качестве участников вооруженных формирований самопровозглашенных республик Донбасса.

К принятию такого решения также должны подталкивать события 22 мая 2019 г. возле Новотроицкого, где сразу 8 военнослужащих ВСУ попали в плен ополченцам ДНР. Как утверждают в штабе «Операции Объединенных сил» (ООС), украинские военные «заблудились», случайно отклонившись от маршрута и выехав на неподконтрольную территорию, тогда как по данным Народной милиции ДНР, задержанные якобы готовили диверсии на территории самопровозглашенной республики.

В сложившихся обстоятельствах президенту В. Зеленскому было бы уместным вспомнить собственную инаугурационную речь, в которой он выразил готовность к началу диалога по урегулированию конфликта на Донбассе с обсуждения вопроса обмена пленными, привязав к нему вопрос возвращения украинских моряков, отправленных тогдашним президентом П. Порошенко в «Керченский котел» в собственных политических целях.

В противном же случае задержанные моряки могут еще годами находиться в российских тюрьмах, если местные судебные инстанции признают их виновными в незаконном пересечении государственной границы, поскольку в МИД РФ однозначно заявили, что Москва не признает юрисдикцию как действующего трибунала, так и будущего отдельного арбитража, инициированного Киевом для рассмотрения дела об иммунитете украинских моряков.

Так что перед Администрацией президента В. Зеленского стоит очень простой выбор: продолжить угрожать России под лозунгом «Заграница нам поможет», как это делал «лучший котловодец всех времен и народов» П. Порошенко, под руководством которого украинские военные неоднократно попадали в окружение и на суше и на море, либо же предложить России начать прямые переговоры по данному вопросу на исполнение норм двухстороннего Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г., не прибегая к помощи иностранных посредников.

 

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО


Распечатать статью



 







индекс 01001, г. Киев ул. Крещатик 42-А, офис 13, телефон/факс 483-32-57
Электронная почта: natalia-vitrenko@ukr.net. Мобильный телефон: +380676919398
Пресс-cлужба ПСПУ
Электронная почта: press@vitrenko.org, pspu-post@ukr.net телефон/факс (044) 489-58-95